Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: https://er.knutd.edu.ua/handle/123456789/381
Назва: Поетика оніма в контексті комічних жанрів та сміхової культури
Інші назви: Поэтика онима в контексте комических жанров и смеховой культуры
Onym’s Poetics in the Context of Comic Genres and Laughing Culture
Автори: Калінкін, Валерій Михайлович
Дворянчикова, Світлана Євгенівна
Ключові слова: комическое
конгенеративная поэтика
контекст
логико- семантическая модель
поэтоним
синергетическая семантика
языковые средства и приемы комического
комічне
конгенеративна поетика
контекст
логіко-семантична модель
поетонім
синергетична семантика
мовні засоби та прийоми комічного
the comic category
cogenerational poetics
the context
the language means of the comic
logical and semantic model
the poetonym
synergetic semantics
Дата публікації: 2014
Бібліографічний опис: Дворянчикова С. Є. Поетика оніма в контексті комічних жанрів та сміхової культури : автореф. дис. ... канд. філол. наук : спец. 10.02.15 - “Загальне мовознавство” / С. Є. Дворянчикова ; наук. кер. В. М. Калінкін ; Донецький національний університет. – Донецьк, 2014. – 20 с.
Короткий огляд (реферат): Дисертація присвячена вивченню істотних формальних і змістових проявів поетики оніма в різноманітних комічних контекстах. У роботі на основі дослідження поетики онімів у художній літературі, міському фольклорі, афоризмах та ситуативно-зумовлених висловленнях, що характеризуються безпосереднім зв’язком із комічним як естетичною категорією, виявлено типологічні характеристики та національно зумовлені властивості використаних засобів. У проаналізованих текстах виявлено ознаки змісту, а в смисловій структурі власних імен – семи, які формують семантичну ауру комічного, що постає внаслідок “руйнування” поетонімом породжуваних контекстом сподівань. Результати дослідження узагальнено в спробі таксономії логіко-семантичних моделей комічного та сприйняття гумористичних ефектів, які досягнуто за допомогою власних імен.
Диссертация посвящена изучению формальных и содержательных проявлений поэтики онима в разнообразных комических текстах. Сущность комического состоит в его неоднозначности и противоречивости в речевом воплощении. Несмотря на существование определенных традиций, в лингвистическом исследовании комического все еще остаются проблемы, которые либо не имеют однозначного решения, либо освещены недостаточно. Область познания имен, погруженных в комические тексты, представляется весьма перспективной для новых открытий. Универсальные свойства категории комического предопределяют дальнейшее развитие смеховой культуры. Для адекватного понимания глубинной природы комического необходимо последовательно расширять панораму его репрезентации в исследуемом материале: от художественной литературы до городского фольклора, афоризмов и ситуативно-обусловленных высказываний. Данное исследование представляет собой всего лишь первый шаг в указанном направлении. Традиционные классификации приемов и средств создания комического, во-первых, основываются на учете степени участия собственно языковых средств в воплощении комического: создается смешное только с помощью возможностей языка или оно воплощается путем объединения языковых и ситуативных средств, и, во-вторых, рассматривают речевые приемы комического по отношению к тем элементам языка, с помощью которых создается комизм, то есть к определенным пластам языковой системы. В современном языкознании наблюдается тенденция не только не разделять искусственно речевой и ситуативный комизм, но и признавать примат языкового компонента во взаимодействии вербального и иконического рядов. В работах поэтонимологического типа эта традиция сочетается с последовательным учетом того факта, что поэтоним приобретает свойство обусловливать комическое в контексте. Предложенные в диссертации положения представляют один из возможных путей построения таксономии комических эффектов с участием проприальной лексики. В них реализовано стремление к соответствию базовым концепциям истинности познания вообще и научного познания в частности. Они ориентированы на практическую деятельность, связанную с преодолением трудностей квалификации комических эффектов, достигаемых при участии собственных имен. Кроме того, в них в полной мере учтена уже формирующаяся научная традиция. Комическое рождается во взаимодействии поэтонима и контекста особого рода как результат наложения, взаимодействия и сегрегации отдельных сем, накопленных компонентами высказывания. При взаимодействии составных частей контекста также возникает переосмысление и “уплотнение” значений, которые возводятся на качественно другой уровень. При интерпретации комического осуществляется “расчленение” текста, выбор компонентов, взаимодействующих с семантической аурой поэтонимов, сравнение конгенеративного смысла взаимодействия с имеющимся в сознании носителей определенной языковой культуры представлением о “норме” и, в случае уклонения от нормы, поиск смысловой составляющей юмористического, сатирического или комического, в широком смысле слова, эффекта. Для анализа комического, которое проявляется при взаимодействии поэтонима и контекста, на материал исследования экстраполируются методика компонентного анализа лексического значения и теория поэтонимов В. М. Калинкина. В комическом прослеживается столкновение семантических компонентов глубинных понятийных категорий, которые формировались еще в недрах мифопоэтического сознания и могут быть представлены в виде антиномий (возможный – невозможный, свой – чужой, большой – маленький, живой – мертвый, мужской – женский и т. д.). Результаты исследования обобщены в попытке таксономии логико-семантических моделей комического и восприятия юмористических эффектов, достигнутых с помощью имен собственных. Оппозиции, обогащающие оним дополнительными созначениями, можно рассматривать и как проявление поэтонимогенеза, и в общем контексте культуры.
The dissertation is devoted to the study of significant formal and semantic manifestations of onym’s poetics in various comic contexts. In the dissertation, based on a study of the onym’s poetics in literature, urban folklore, aphorisms and situation-conditioned statements which are characterized by direct communication with comic as aesthetic category, the typological characteristics and properties used due to national funds are identified. In the studied contexts signs of content are found. The semes that form the semantic aura of comic that apear as a result of “destruction” by poetonyms generated contextual expectations in semantic structure of proper names are inspected. The survey results are summarized in an attempt of taxonomy of logical and semantic models and perception of the comic humorous effects which are achieved with the help of proper names.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): https://er.knutd.edu.ua/handle/123456789/381
Faculty: Інститут права та сучасних технологій
Department: Кафедра філології та перекладу
Розташовується у зібраннях:Автореферати та дисертації
Кафедра філології та перекладу (ФП)

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
автореферат_1_ok.pdf239,76 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити
буклет_обложка.pdf106,79 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.